Родители и учителя часто жалуются на невнимательность детей, их рассеянность, неумение сосредоточиться на задании, высокую отвлекаемость, что в последующем ведет к нарушению дисциплины в школе.
Внимание – один из познавательных процессов, выражающийся в сосредоточенности психической активности на определенном объекте.
Виды внимательности
Различают два вида внимания. Оно может быть непроизвольным (не зависит от воли и желания, ни намерений, без всяких усилий) и произвольным (необходимо усилие, обозначает волю и желание).
Школьник может непроизвольно сосредоточить свое внимание на:
- все то, что интересует ребенка, что ему значимо;
- яркие явления или объекты (яркая реклама, красочные картинки, иллюстрации и т.д.);
- новые вкусовые ощущения;
- что-то новое;
- предметы и явления, вызывающие эмоциональный подъем (восторг);
- интересная телепередача.
С поступлением ребенка в школу образовательная среда выставляет высокие требования по развитию у него именно произвольного внимания. Школьнику необходимо сосредоточиться на задаче, осмыслить и довести задание до конца, организовать деятельность, достичь цели. Для того чтобы ученик довел до конца задание, оно должно его заинтересовать.
Практические задания для развития внимания
Упражнение «Найди и зачеркни»
Родитель может предложить ребенку напечатанный небольшой текст, текст из газет, журналов и т.д., в котором школьнику нужно будет, к примеру, вычеркнуть букву «А», букву «С» обвести в кружок. Если это первоклассник, то для закрепления счета, ему можно предложить найти цифру «2», которую надо вычеркнуть, а цифру «4» обвести и т.д. Далее можно усложнять упражнение. Проводить по 5-10 минут пять раз в неделю до пяти месяцев.
Упражнение «Хлопки»
Взрослый перечисляет разные слова. Если ребенок услышал слова, обозначающие животных (имена существительные, названия профессий, птиц, растений и т.д.), нужно хлопнуть в ладоши. Также можно усложнить задание: хлопнуть в ладоши, когда услышит слова во множественном числе.
Упражнение «Найди цифры»
Необходимо подготовить таблицу с цифрами от 1 до 40 (в зависимости от возраста и возможностей ребенка), цифры должны располагаться в хаотичном порядке. Школьник должен отыскать цифры в порядке возрастания.
Упражнение «Найди слова»
Родитель дает ребенку строчки из последующих букв (без пробелов). Нужно найти среди них слова и подчеркнуть. Время ограничено. Вначале лучше дать задание без времени, затем усложнить его.
Хороший показатель, если ребенок правильно нашел все слова и за минут пять. Это норма для младшего школьника. Проводить по пять минут в течение пяти-шести месяцев.
Задание:
АДДТМОДААМЩАЬМОДОММТЬМДМДЫМЗПШЕ
ЛТИЕКЛОСЬСЬЮШНЖУКЕВЧЛЛШГОКНОНПАМД
ШГОЛРЬОМОРЖЗИЛИОКДЛКЛИСТУВЖБСЛУЖАЬ
ДЛПЕРОЦУКЕЕКРАБНГАВЬДВОЛКАВЫЗЫВЫВЖЗМЕЯ
ЙЦЦЛИСАУККЕЕННГГТОКШШЩПРРКРЫСАООЛДДЖЭ
ЯЧСМИТЬБСЛОНЮФЫВВАМЯЧПРООЦВЕТОКЛДЖЭЪХ
Таким образом, развить концентрацию своих детей можно и нужно это делать с младшего возраста.