Все чаще родители сталкиваются с нежеланием детей идти в школу. В одних случаях у ребенка перед школой начинает «болеть живот» или «подниматься температура», в других – приходится наблюдать подавленное настроение или сказанное прямым текстом: «Не хочу в школу». Попробуем разобраться в причинах такого поведения.
Адаптация у младших школьников
Обычно с такой проблемой сталкиваются родители первоклашек. Новая обстановка, незнакомый коллектив – все это пугает ребенка. Особенно трудно тем детям, кто не посещал детский сад, и кого родители долгое время ограждали от жизненных реалий. У ребенка не получается наладить взаимоотношения со сверстниками, он не знает, как вести себя с учителями.
Все это вызывает страх и нежелание идти на уроки. Ему хочется оставаться в привычном и понятном домашнем мире как можно дольше.
Как показывает практика период адаптации длится от одного до нескольких месяцев. Затем ребенок привыкает, втягивается в жизнь класса и его страхи исчезают. Родителям на данном этапе нужно поддержать самостоятельность ребенка, дать понять, что он становится взрослее. Ошибкой будет, если родители начнут вмешиваться в школьный процесс, стараясь оградить ребенка от новых трудностей, будут пытаться за него решить проблемы отношений со сверстниками. Этому ребенок должен научиться сам.
В средних и старших классах
После перехода ребенка в средние и старшие классы могут возникнуть новые проблемы, приводящие к тому, что он не хочет ходить в школу. Вот основные из них:
- 1. Страх перед наказанием за плохие оценки. Если ребенок не выполнил домашнее задание, не подготовился к контрольной, посещение школы грозит для него поучением отрицательной оценки. В «прогуле» ребенок видит временное спасение от «неуда». Обычно в таких ситуациях нежелание идти в школу возникает у детей, в чьих семьях родители проявляют излишнюю строгость к успеваемости отпрысков.
- 2. Боязнь публичных выступлений. Ребенок боится допустить ошибку на глазах всего класса, переживает, что над ним будут смеяться.
- 3. Сложности отношений с учителями. Детям не всегда удается найти общий язык со всеми преподавателями. С некоторыми возникают конфликты. Масла в огонь подливают придирки со стороны самого учителя, заниженные оценки и завышенные требования.
- 4. Боязнь конфликтов с другими школьниками. Эта проблема встречается в основном у детей физически слабых или неуверенных в себе. Они боятся встреч со старшими учениками, а иногда и со сверстниками, проявляющими агрессивность. Дети боятся, что у них отберут деньги, побьют или просто будут смеяться или унижать.
- 5. Не такой, как все. Иногда ребенок не может найти среди одноклассников тех, с кем мог бы свободно общаться, кто разделял бы его взгляды и отношение к миру. Он не может найти понимания со стороны сверстников и постепенно замыкается в себе. Он остается один и становится изгоем. В этом случае нахождение в классе для ребенка может стать невыносимым.
- 6. Синдром отличника. Казалось бы, если ребенок учится с увлечением, старается всегда быть лучшим, то и в школу он должен ходить с удовольствием. Но и здесь есть проблема. Боязнь потерять «статус отличника», он сам себя перегружает. В какой-то момент ребенок может почувствовать, что он устал и больше не хочет идти в школу.
Во всех этих ситуациях очень важно, чтобы родители вовремя обратили внимание на изменившееся отношение ребенка к школе и постарались выявить причину изменений. В некоторых ситуациях подросток сам сможет справиться, но иногда требуется помощь и поддержка со стороны родителей.